МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ПОДРОСТКОВ, ДЕТЕЙ

И еще раз здравствуйте! Возможно, Вы попали на страницы нашего сайта случайно, будучи заброшенным поисковой системой по некоему ключевому слову: «невроз», «депрессия», «паника», «бессонница», «суицид»,  «психотерапия», «психоанализ». 

overlay ie logo footerКлючевое слово – это не только «опция» поисковых систем. Для многих людей оно обозначает «ключевое состояние» здоровья, отношение к себе, к людям, к жизни в целом. На сайте Вы найдете достаточно информации о психической жизни человека, о проблемах характера, а также нарушениях, достигающих уровня болезни (неврозы, психозы, психосоматические заболевания), и конечно же, путях и способах их преодоления. В сфере оказания психологической, психотерапевтической и медицинской помощи людям мы работаем без малого 20 лет. Людей, обращающихся к нам за помощью, условно можно разделить на две группы: первая включает тех, кто страдает от различных симптомов в теле и психике, и потому считают себя больными в медицинском смысле этого слова, другая группа состоит из людей, которые переживают эмоционально трудные состояния в силу внешних обстоятельств или личностных особенностей, т.е. не являющихся больными с медицинской точки зрения. Зачастую какими бы ни были симптомы, они - только надводная часть айсберга внутренних конфликтов, зачастую не осознаваемых. Потому фактическая разница между упомянутыми двумя не велика. Известно, что лечить нужно не симптом – а болезнь, а при неврозе (для простоты обозначу этим термином широкую группу  нарушений) – это значит лечить саму личность, так как любой невроз – это болезнь личности. Внешние стрессы зачастую лишь запускают процесс или проявляют отсутствие у человека внутреннего ресурса справиться с внешней проблемой. Потому нередко плохое эмоциональное состояние или болезнь возникает без видимых причин, в периоды благополучия, как «гром среди ясного неба».

 Давайте попытаемся понять природу невротического состояния и исходя из этого – пути и способы лечения. И так… Каждый из нас проходит путь развития, на котором мы преодолеваем этап за этапом: младенчество, детство, пубертат, юность, зрелость и старение и уход. На каждом этапе мы решаем задачи, свойственные той поре жизни, и оснащаемся механизмами, необходимыми для дальнейшего развития. Все это происходит как бы само собой. Но на каждом шагу этого пути нас подстерегают сложности. Некоторые обусловлены генетически, а другие - влиянием окружения – особенностями членов семьи, другого значимого социума. Эти сложности часто не дают сформироваться здоровым адекватным механизмам, не дают появиться инструментам, так необходимым для дальнейшего взросления и приспособления к жизни; вместо этого формируются защитные стереотипы и закрепляются искаженные картины мира. Они работают как ложные путеводные карты. Можно сказать, что нерешенная задача на каждом предшествующем этапе жизни (или решенная болезненным образом) негативно скажется на всей последующей жизни. Сбой на любом из этапов развития (а чаще мы имеем дело с очень ранними проблемами младенчества и детства) неизбежно влечет за собой наслоение дальнейших проблем, что, накапливаясь как снежный ком, рано или поздно вызовет возникновение симптомов психического и (или) телесного характера. По аналогии со зданием, надстроенным на плохом непрочном фундаменте. Младенец должен справиться со стрессом своего теперь-отдельного-от-тела-матери-существования во внешнем мире, и здесь ему на помощь приходит материнская забота, любовь и постоянное физическое сопровождение кормлением, объятиями, телесным контактом и, главное, интуитивная способность матери душевно сосредотачиваясь на ребенке, понимать его несловесные посылы, и, отвечая на них, учить ребенка осознавать самого себя, свои потребности. На этом этапе - пока еще в очень тесной связи - мать выполняет функцию «внешнего мозга и психики» младенца, постепенно передавая растущему ребенку этот ценный навык – осмысливать свои потребности и состояния, и этот навык он буквально впитывает с молоком матери, что и создает психическую основу и будущий аппарат мышления. (Представьте, как часто все это далеко не так гладко проходит). В дальнейшем ребенок решает задачи достижения большей автономности от мамы, не только физической, но и психической, нарабатывая свои механизмы и психический инструментарий для самостоятельной заботы о себе – постепенно становясь самому себе «хорошим родителем», что позволяет человеку здоровым образом, без тревоги и беспомощности, отделяться от родителей. (А как часто родители обременяют ребенка гиперопёкой или своей избыточной тревогой о нем, или контролем, парализующим попытки ребенка двигаться вперед). Проживая все это, маленькому человеку (а каждый из нас сохраняет в себе этот опыт на всю жизнь) приходится решать большие и сложные задачи: сталкиваться с ситуациями беспомощности, покинутости, когда мама не всегда рядом; зависти и ревности, при постижении того, что у тебя самого нет всего того хорошего, что так тебе нужно, а ты зависим от другого человека в удовлетворении своих насущных нужд (прислушайтесь к себе – о, как это далеко от сладкой фантазии обладать всем самым хорошим самому, все самому контролировать и не в ком так сильно не нуждаться). Маленькая душа и разум должны выдерживать любовь и неизбежную злость, направленные на самых близких и главных в жизни людей – родителей, братьев и сестер. А ведь это так страшно и тревожно для хрупкой психики ребенка злиться и плохо думать о самых любимых людях. Но  эти переживания неизбежны, хоть и пресекаются строгими родительскими порицаниями (в каждой семье своими – от строго вскинутой в нарочитом недоумении брови на родительском лице, до физических наказаний и отвержения), что усугубляет подавление спонтанности и агрессии у ребенка и влияет на формирующуюся структуру его психики. Нам всем с самого детства приходится учиться делить любимых людей с другими – членами семьи, другими детьми,  работой и увлечениями, справляясь с ревностью и переживанием исключенности. Никто из нас не сможет этого избежать. Каждый из нас как-то с этим справились. Это система координат, в которой каждый из Вас может вспомнить и прочувствовать вновь свой опыт проживания этих этапов, этих, по сути, общечеловеческих задач или хотя бы попробовать сквозь эту призму оглянуться на свою личную историю, свое прошлое.

Внутренние конфликты создают тревогу и напряжение, которые по законам природы и физиологии  мозга, приводят к нарушению работы внутренних органов, так как нашей вегетативной нервной системе эволюция «поручила» обслуживать тревожность. Так животное в тревоге должно спасаться бегством. Для этого при участии вегетативной нервной системы повышается мышечный тонус, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, температура тела и т.д. Но от себя не сбежишь, вот и испытывают люди «вхолостую» все эти компоненты стресса.

 Ни одна таблетка в мире не может вылечить невроз. Медикаменты лишь на время помогают нивелировать эмоциональные проблемы, уменьшить напряжение или улучшить настроение, нормализовать работу внутренних органов. А психотерапия через осознание и проработку берется решать задачу реконструкции психического аппарата –  фундамента, поломки в котором несут угрозу устойчивости всей конструкции в целом.

Как происходит и как работает психотерапия? Ответить на вопрос «как работает психотерапия?» не просто. Пониманию поможет сравнение: «в капле воды отражается мир» - нужно уметь это видеть. Психоаналитик обучен видеть в «капле» каждой психотерапевтической сессии элементы внутреннего мира пациента. Из сессии в сессию складывается целостная картина внутреннего мира человека. Это становится возможным потому что пациентом в отношениях с аналитиком невольно воспроизводятся и заново проживаются присущие стереотипы восприятия и реагирования. Душа и ум психотерапевта, «заточенные» на понимание за пределами очевидного контекста происходящего на сеансе, улавливают эти  механизмы, и психотерапевт становится способен со временем показать и самому пациенту. Все это становится возможным, если соблюдаются правила аналитического лечения (что еще называют «сеттингом»). Как для лекарства существует понятие лечебной дозы препарата, так в психотерапии важна определенная частота и продолжительность встреч. Пациент не может сам дозировать количество и длительность сеансов. Все это оговаривается в самом начале терапии, и все возможные целесообразные перемены в режиме терапии предварительно обсуждаются. Разумеется, квалификация психоаналитического психотерапевта зависит не только от уровня образования и стажа работы, важное условие – личный опыт анализа. Невозможно сопровождать человека туда, где ты сам никогда не был – быть гидом на местности тебе самому незнакомой - тем более, что порой блуждать и искать выход приходиться в сферах весьма тревожных и иррациональных.

В заключение хотелось бы сказать о Вашей собственной роли в выздоровлении. Собственная активность и сотрудничество с лечащим врачом на сознательном уровне редко оспаривается тем, кто сам обратился за помощью и, казалось бы, искренне настроен на сотрудничество. Но в психотерапии часто неизбежно происходит, как во всем нам знакомой ситуации, когда ребенок, поранившись, плача и ожидая облегчения, бежит за помощью к родителю, но при попытке рассмотреть и обработать ранку, невольно отталкивает руку и прячет место боли. Все мы изначально стремимся избежать боли и не хотим ее терпеть, чем зачастую только усугубляем ситуацию. Психотерапия – это не только выплескивание в кабинете психотерапевта невыносимых чувств, поддержка со стороны психотерапевта. Это самое малое и отнюдь не главное, что может предложить квалифицированный психотерапевт, хотя и неотъемлемая часть процесса. Психотерапия – это нелегкий путь осознания собственного вклада в трудности и болезни, это возврат к болезненному опыту или чувствам, от хочется отвернуться и бежать прочь. Вот и получается как в случае с разбитой коленкой – человек одергивает и прячет место боли и отталкивает «руку» психотерапевта. Как писал известный американский аналитик Р. Кэпер «психотерапевт способен помочь пациенту расти, но не может его вырастить». Практически каждый может нуждаться в помощи, но далеко не каждый решается за ней обратиться. Мы работаем для того, чтобы помочь людям изменить свою жизнь к лучшему – справиться с болезнью, избавиться от обременяющих состояний, развиваться и жить полноценной жизнью.

                                                                         к.м.н., врач психиатр высшей категории,

                                                                         директор клиники «Центр неврозов»

                                                                           Ирина Валентиновна Малышко